Как-то производитель зубной пасты решил бороться с пустыми тюбиками на конвейере. За уйму денег он нанял подрядчика, который изобрел специальные весы. Когда на конвейер падал пустой тюбик, процесс останавливался и звучала сирена. Ее резкий звук всех раздражал. И рабочие поставили дешевый вентилятор, чтобы сдувать пустые тюбики до действия сирены. Это — яркий пример философии кайдзена.
Кайдзен — это постоянные мелкие улучшения в компании в противовес большим, но редким. Пара принципов кайдзена, которые можно внедрить в любой компании:
- Каждый работник может предложить эффективное решение проблемы. И его услышат.
- Организованные процессы освобождают уйму рабочего времени. Это касается всего, от рабочего стола до взаимодействий в команде.
- Искажение или сокрытие информации усложняет рабочий процесс. Поэтому все должно быть прозрачным.
- Любой этап создания продукта — это схема «поставщик — потребитель». Передавая сырой продукт по цепочке, работник должен «продать» его следующим коллегам.
В компаниях, исповедующих кайдзен, работники сами ищут процессы, которые можно улучшить. Для улучшения работы команды используют знакомые инструменты и методы: Scrum, Lean, канбан и др. Результат — тотальное качество во всем до мелочей.
В нашей стране кайдзен не сильно популярен. Все хотят волшебную пилюлю, которая сделает все и сразу, а не маленькие изменения, которые приведут к успеху через пять лет. А зря: экономический эффект может быть значительным. Достаточно не искать дорогое решение на стороне, а обратить внимание на коллег.